Прошедшая на прошлой неделе выставка «Реклама-2019» запомнилась не только демонстрацией новых технологий для широкоформатной печати и материалов для производства рекламы и брендирования. Событием стала и деловая программа. Особенно, большую полемику вызвало выступление заместителя руководителя ФАС. Андрей Кашеваров анонсировал планы службы по контролю за рекламным рынком с помощью саморегулируемых организаций. В Санкт-Петербурге прошёл тестовый прогон, который продемонстрировал высокие показатели. Эксперимент ещё не закончился, да и участников рынка в саморегулируемых организациях пока сравнительно мало. На данный момент, вступление в СРО в области рекламы сугубо добровольное, поэтому и компании и частные лица не торопятся записываться в организацию с членскими взносами. Но замруководителя ФАС предупредил, что они уже готовят поправки, как в федеральный закон «О рекламе», так и в ФЗ «О саморегулируемых организациях». Конкретики пока нет, но вероятность того, что участие в СРО будет обязательным, так как это уже давно действует для строительных организаций, высокое.
Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, ожидает от саморегулирования положительный эффект, причем не только на уровне России, но и в глобальном масштабе. СРО из Санкт-Петербурга уже стало наблюдателем в европейском рекламном альянсе и активно участвует в разработке новых стандартов. Это особенно важно при стремительном развитие рекламной отрасли в России. Ведь чтобы не наделать уже сделанных западными коллегами ошибок, надо целесообразно использовать их опыт. Пока не очень сильно понятно каким образом в этом деле помогут СРО и не станут ли они исключительно элементом контроля ФАС над рекламным рынком. Ведь рано или поздно тестовые проекты закончатся и после внесения изменений в ФЗ, практика распространится на всю страну.
Саморегулируемые организации в сфере рекламы уже имеют право представлять интересы участников СРО в различных госорганах, в том числе при разбирательствах в ФАС, а так же обжаловать постановления арбитражного суда. При этом, даже сейчас до правок ФЗ, СРО могут рассматривать жалобы на участников, осуществлять контроль за соблюдением профессиональных стандартов и применять меры ответственности к свои участникам.
Так что вопросов остается много. Не получится ли в итоге карательный орган под эгидой ФАС, который будет уверенно править всей рекламной сферой России? Все-таки к подобным нововведениям участники рынка традиционно относятся с опаской.